Планирование производственной программы предприятия в условиях рыночной экономики

Понятия, основные разделы и показатели производственной программы

Производственная программа предприятия - это раздел бизнес-плана или плана предприятия, в котором определяется задание по производству и реализации определенного количества продукции в номенклатуре, ассортименте и качестве в установленные сроки.

Производственная программа является одним из центральных разделов планирования и регулирования экономической и хозяйственной деятельности предприятия.

Как раздел комплексного управления и планирования производства, производственная программа является тем разделом плана, на основе которого определяется потребность в трудовых, материальных и прочих производственных ресурсах. Она оказывает большое влияние на планы развития техники, капитального строительства, на рентабельность производства, финансы предприятия и т.д.

В условиях перехода Украины к рыночной экономике, необходимо применять методы планирования производственных процессов, основанные на теории и методах маркетинговой стратегии в производстве. Т.е. производственная программа должна разрабатываться в тесной взаимосвязи с планированием рынков сбыта, а значит с полной реализацией продуктов производства.

Основные разделы и показатели производственной программы:

. План производства и сбыта продукции в натуральном выражении.

Показатели:

- номенклатура

- ассортимент

качество

Номенклатура - это перечень наименований выпускаемых изделий.

Ассортимент - это разновидность продукции определенной номенклатуры, отличающейся друг от друга технико-экономическими характеристиками (типоразмерами, производительностью, мощностью, качеством, внешним видом и т.д.)

Качество - комплекс эксплуатационных характеристик и конструктивных особенностей товара.

. План производства продукции в стоимостном выражении.

Показатели:

- объем товарной продукции

- объем реализуемой продукции

объем валовой продукции

объем чистой продукции

Объем товарной продукции определяется по формуле:

где Qi - количество готовых изделий i-го вида продукции, подлежащих реализации, в натуральном выражении, т, шт.

Цi - цена изделия i-го вида продукции, грн/т, шт.- количество видов продукции.

Объем реализуемой продукции:

соответственно объём отгруженной, но не оплаченной продукции на конец и начало соответствующего периода, грн.

соответственно остатки готовой продукции на складе, на конец и начало периода, грн,

Объём валовой продукции:

соответственно остатки незавершенного производства продукции на конец и начало периода, грн

соответственно остатки инструмента и оснастки собственного производства на конец и начало периода, грн.

В целях выявления результатов производственной деятельности предприятия без учета затрат прошлого труда, для учета динамики производства продукции и зависящих от предприятия экономических и других показателей, предприятие может осуществлять оценку своей деятельности по чистой продукции.

Объём чистой продукции:

Qч=Qв - Зм - Зт - Зэл - Зпрч - Са

где - Зм, Зт, Зэл, Зпрч - соответственно затраты на материалы, топливо, энергию, прочие материальные затраты, грн;

Са - амортизационные отчисления, грн.

3. План кооперированных поставок.

Показатели плана кооперированных поставок:

- объём

- номенклатура

сроки поставок.

В сложившейся практике хозяйствования Украины предприятие составляет план кооперированных поставок в случае, если самостоятельно не производит готовую продукцию от начала до конца, а пользуется полуфабрикатами других предприятий.

4. План развития специализации производства.

Общая специализация предприятия определяется характерными особенностями его производства.

Специализация производства, производственных процессов непосредственно связанных с разработкой производственной программы предприятия зависит от многих факторов:

- от назначения изготавливаемой продукции

- от степени непрерывности производственного процесса

от степени технической оснащенности

от степени участия человека в производстве.

Общая специализация предприятия дифференцируется во внутризаводскую, внутризаводская во внутрицеховую.

Показатели внутризаводской специализации:

- партия деталей (изделий, продукции) на участке (в цехе)

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Меню сайта