Бизнес-план так же, как и план развития предприятия является документом, включающим все основные стороны деятельности предприятия, его производственные и социальные проблемы, однако особое место в нем отводится коммерческой деятельности, т.е. маркетингу.
В бизнес-плане излагается, как правило, суть стратегической идеи, указываются пути и средства её реализации, а также производственные, организационные, и рыночные условия развития.
Особое значение бизнес-план имеет для предпринимателей начинающих новое дело.
От того, насколько убедительно и качественно составлен бизнес-план, зависит решение вопроса об инвестициях, чем тщательнее разработаны разделы бизнес-плана, тем легче работа по его выполнению.
Структура типового бизнес-плана, как правило, стандартна и состоит из 10-12 разделов:
1. Титульный лист:
название, адрес фирмы
- имена и адреса учредителей
суть проекта
стоимость проекта
ссылка на секретность
2. Вводная часть:
основные положения предлагаемого проекта
. Анализ положения дел в данной отрасли:
текущая ситуация
- потенциальные конкуренты
потенциальные потребители
4. Существо предлагаемого проекта:
вид продукции, работ или услуг
- помещения под офис и оборудование
административный и производственный персонал необходимый для осуществления проекта
возможные партнеры
5. Производственный план:
описание производственного процесса
- операции, которые предполагается поручить субподрядчикам
производственная концепция, необходимые машины и оборудование
поставщики сырья и материалов
6. План маркетинга:
цены
- каналы сбыта
реклама
прогноз объемов реализации новой продукции
целевые экономические показатели
7. Организационный план:
форма собственности
- сведения о партнерах
сведения о членах руководящего состава
организационная структура управления и распределение обязанностей
8. Оценка риска и страхования:
слабые стороны предприятия
- вероятность появления новых технологий
альтернативные стратегии
программа страхования от рисков
9. Финансовый план и программа инвестиций:
план доходов и расходов
- план денежных поступлений и платежей
точка самоокупаемости
источники и направление использования средств
размер и обоснование инвестиционных вложений
10. Юридический план
11. Осуществление контроля над выполнением бизнес-плана
. Охрана окружающей среды:
- существующие природоохранные проблемы
- предложения по их решению.
Содержание плановых расчетов различается в зависимости от уровня управления:
1) планирование деятельности фирмы в целом,
2) планирование деятельности внутрифирменных подразделений.
Для фирмы в целом планирование (стратегическое и текущее) осуществляется по направлениям:
номенклатура и ассортимент продукции (изделий, работ, услуг), основанные на анализе рыночной конъюнктуры, возможностей фирмы и стратегии маркетинга,
объем продаж продукции и выручка от реализации по кварталам (месяцам) планового периода,
объем производства (товарная и валовая продукция, незавершенное производство), взаимоувязанный с производственными мощностями, материальными и трудовыми ресурсами,
организационная и производственная структура,
инженерное обеспечение,
обеспечение трудовыми ресурсами и оплата труда,
финансовый план,
социальная сфера,
инвестиционная и инновационная политика.
Общее понятие лидерства. Роль и задачи лидеров в современных организациях.
Цели и методы управления персоналом. Функции управления персонало.
Экономическая деятельность на предприятии по функциям менеджмента.
Понятие организационной культуры. Централизация и децентрализация.