Система стимулов и мотивов труда чиновников государственного аппарата практически не изучена отечественной наукой. И прежде всего потому, что разработанные показатели анализа отношения к труду работников других сфер деятельности здесь малопродуктивны. Специфическая регламентация служебных отношений, неопределенность оценки конечных результатов работы, отсутствие прямой связи между реальной трудовой отдачей служащих и величиной получаемой ими зарплаты обуславливают существенные особенности мотивационного ядра их профессиональной деятельности.
Вообще, в России только складывается система государственной службы, в том числе и система профессионального развития. И в настоящее время, необходимо разрабатывать новые эффективные методы и формы мотивации государственных служащих и работников бюджетной сферы.
В своем исследовании автор предпринял попытку глубокого и системного изучения деятельности социального центра "Надежда" (г. Костомукша) на предмет организации в нем мотивации труда сотрудников.
Центр "Надежда" является муниципальным учреждением и действует в рамках административного регламента, утвержденного администрацией Костомукшского городского округа. Согласно этому документу Центр осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Карелия и нормативно правовыми актами муниципального образования "Костомукшский городской округ".
Объектами направленной деятельности Центра являются:
- семьи с детьми, находящиеся в ТЖС (трудной жизненной ситуации), не связанной с малообеспеченностью;
- семьи с детьми в социально опасном положении;
- семьи, испытывающие временные трудности;
- несовершеннолетние в трудных жизненных ситуациях.
По результатам опроса сотрудников Центра, автор пришел к выводу, что в системе мотивации их труда имеются значительные проблемы, а именно:
отсутствие такого фактора, как прямая зависимость размера оплаты труда от фактически выполненной работы;
недостаточное техническое оснащение рабочего места;
отсутствие программ переподготовки и повышения профессионального мастерства и пр.
В связи с этим автором был предложен ряд мероприятий по совершенствованию системы мотивации труда служащих муниципальной организации "Надежда". А именно автором были предложены меры:
· по материальному стимулированию работы сотрудников (введение системы премирования);
· по улучшению технического оснащения кабинетов психологов, поскольку именно они составляют основной штат сотрудников;
· по разработке программ профессиональной переподготовки и повышению уровня квалификации сотрудников;
· по внедрению методов немонетарного поощрения труда.
Безусловно, оперативно и без затрат воплотить в реальность все предложенные меры невозможно, но, тем не менее, некоторые пункты одобрены руководством, и уже ведутся мероприятия по их внедрению. Так, например, система премирования в настоящее время уже введена в систему оплаты труда, как это было предложено автором в рекомендательной части работы. Кроме этого, рабочие кабинеты педагогов снабжаются дополнительным оборудованием для организации зоны занятий с воспитанниками центра. Для каждого педагога приобретены персональные компьютеры.
По мнению автора исследования, предложенные рекомендации позволят значительно повысить эффективность труда муниципальных служащих в социальном центре "Надежда", что несомненно приведет к увеличению основных показателей деятельности Центра.
Приложения
Приложение А
Отчет о количестве предоставленных социальных услуг и численности граждан в разрезе категорий МУ "ЦСПС и Д "Надежда" за 2010 год
Общее понятие лидерства. Роль и задачи лидеров в современных организациях.
Цели и методы управления персоналом. Функции управления персонало.
Экономическая деятельность на предприятии по функциям менеджмента.
Понятие организационной культуры. Централизация и децентрализация.