Организация как сложная система

В современном энциклопедическом словаре Б.А. Райзберга и Л.Ш. Лозовского организация - это:

- составная часть управления, суть которой заключена в координации действий отдельных элементов системы, достижении взаимного соответствия функционирования ее частей;

- форма объединения людей для их совместной деятельности в рамках определенной структуры;

- учреждение, призванное выполнять заданные функции, решать определенный круг задач, например школа, институт, банк, правительственные учреждения.

Представитель классического менеджмента А. Файоль полагал, что организовывать - обозначает «строить двойной - материальный и социальный организм предприятия». Термин «организм» применительно к предприятию указывает на осознание им системной сущности организации, и ее природы.

Организации формируют для удовлетворения потребностей людей и, следовательно, они имеют самое различное назначение, строение и иные характеристики. Это играет большую роль при рассмотрении организаций как объекта управления. Большое количество целей и задач приводит к тому, что для управления развитием и функционированием организации необходимы специальные знания, приемы и методы, обеспечивающие эффективную деятельность работников. Любая организация может быть определена с использованием некоторых параметров, среди которых основными являются:

- целевое назначение;

- правовая и нормативная основа;

- ресурсы;

- процессы и структура;

- разделение труда и распределение ролей;

- внешняя среда и система внутренних социальных связей и отношений;

- экономические связи и отношения, отражающие организационную культуру.

Сказанное выше указывает на то, что организация - это сложная система, которая непрерывно изменяется под воздействием информации, получаемой из внешней среды, находится в постоянном развитии и требует профессионального управления.

Система - целостность, состоящая из связанных между собой частей, каждая из которых вносит что-то конкретное в уникальные характеристики единого. Организации являются открытыми системами, так как они динамично взаимодействуют с внешней средой.

Система - противоположность хаосу, она состоит из взаимосвязанных элементов, образующих определенное единство, целостность. Мир в целом представляет собой сверхсложную систему, которая в свою очередь состоит из огромного количества больших и малых систем.

Перечислим основные принципы системы:

- целостность системы (система рассматривается как единое целое и как подсистема для высших уровней);

- структурность системы (описание элементов системы и их взаимосвязь посредством установления организационной структуры);

- иерархичность системы (подчинение элементов низшего уровня высшему уровню);

- системность (объект может обладать всеми признаками системы);

- множественность (использование различных моделей для описания системы в целом или для отдельных её элементов).

В связи с тем, что описание каждой системы дает различное представление о ней, перед системным подходом возникает задача идентифицировать целое и объяснить его свойства и поведение относительно его роли и функции.

С позиции системного подхода, система управления организацией может рассматриваться как:

- искусственная (т. к. создана и используется людьми);

- эмпирическая (при рассмотрении конкретного предприятия);

- концептуальная (система управления организацией рассматривается как модель системы управления);

- открытая или замкнутая (зависит от решаемых задач и используемой информации);

- «человеко-машинная» (использование автоматизированной информационной системой);

- временная (периодическое воздействие формальных и неформальных изменений).

В систему управления организацией входят отдельные подсистемы, но также можно выделить компоненты, находящиеся на самом нижнем уровне организационной иерархии. Компоненты системы наделены определёнными свойствами или характеристиками. Данные характеристики оказывают влияние на динамичность организации, её функционирование, надёжность, гибкость, точность и другие параметры, все это определяет большое количество вариантов для построения организации.

Организация выступает в роли системы, необходимой для достижения поставленных целей, которые осуществляются посредством решения проблемных ситуаций; ответственные за принятие решений связаны системой взаимодействия. Имеются два типа взаимосвязей:

- неформальные (возникающие на основе реализации интересов между отдельными менеджерами и специалистами);

- формальные (отражающие организационную структуру организации).

Меню сайта