Качество продукции: характеристика, показатели

. патентно-правовые показатели - характеризуют степень патентной защищённости технических решений, использованных при создании продукции (например, уровень патентной защиты изделия, уровень его патентной чистоты);

. экологические показатели - характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающий при потреблении продукта (объём и удельная концентрация вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду при хранении, транспортировке и эксплуатации изделия);

. показатели безопасности - характеризуют особенности продукции, обеспечивающие безопасность пользователя при её использовании, техническом обслуживании, хранении и транспортировке (например, время срабатывания защитных устройств, электрическая прочность высоковольтных цепей);

. экономические показатели - характеризуют затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию изделия с учётом определённой степени их агрегирования (например, стоимость потребления изделия, включающая в себя покупную цену, затраты по транспортировке, монтажу и наладке, а также собственно эксплуатационные расходы).

Каждый товар имеет ряд показателей качества, которые можно измерить и проконтролировать. Качество такого товара, характеризующегося несколькими показателями качества, определяется взвешенной суммой значений отдельных признаков [11, c.171].

Для оценки уровня качества продукции используется ряд методов. В зависимости от специфики технологии осуществления оценочных процедур они делятся на:

- измерительные методы - предполагает оценку показателей качества как конкретных количественных характеристик с использованием технических измерительных средств;

- расчётные методы - используется для оценки показателей качества изделий на стадии их проектирования и предполагает использование информации, полученной в результате теоретически или эмпирически сформированных функциональных зависимостей;

- органолептические методы - строится на результатах анализа сенсорных ощущений человека;

- регистрационные методы - предполагает оценку показателей качества продукции на основе подсчёта числа определенных событий, связанных с процессами изготовления, распространение и эксплуатации этой продукции.

По источникам используемой для осуществления оценочных процедур информации методы оценки показателей качества делятся на:

1. традиционные методы - оценка показателей качества осуществляется работниками специализированных экспериментальных, аналитических и расчётных подразделений предприятия с использованием лабораторного оборудования, испытательных стендов и т.д., либо внешними организациями, специализирующимися на выполнении соответствующих оценочных процедур;

. экспертные методы - оценка показателей качества реализуется группой специалистов-экспертов;

. социологические методы - предполагают осуществление оценки показателей качества продукции посредством осуществления различных социологических исследований, в ходе которых формируются и анализируются базы данных, характеризующих мнения конечных пользователей продукции о её полезных характеристиках.

В зависимости от характера агрегирования отдельных качественных характеристик методы оценки показателей качества продукции делятся на:

- дифференциальные методы - используются для сопоставления параметров качества оцениваемого вида продукции с соответствующими показателями эталонного образца без объединения этих параметров в какие-либо однородные группы;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Меню сайта