Методы прогнозирования трудовых ресурсов

Прогнозирование, планирование и учет изменения численности трудовых ресурсов предназначены для совершенствования системы управления человеческим фактором, улучшения использования рабочей силы, достижения полной занятости экономических ресурсов. Рыночная экономика должна обеспечить занятие для всех, кто хочет и способен трудиться. Именно поэтому трудовые ресурсы предполагается использовать наиболее эффективно в течение всего рабочего периода.

Основу определения численности трудовых ресурсов составляет разработка демографического прогноза, расчет потенциальных трудовых ресурсов, их половозрастной состав. Использование трудового потенциала увязывается с данными о потребности в рабочих местах. Производятся прогнозные расчеты численности занятых работников по секторам, отраслям экономики, по другим направлениям деятельности (занятых на учебе с отрывом от производства, в домашнем и личном подсобном хозяйстве). При этом численность занятых работников определяется исходя из прогнозируемого объема производства, уровня производительности труда.

Прогнозирование потребностей трудовых ресурсах может быть выполнено при использовании ряда методов (по отдельности и в комплексе). Понятно, что, независимо от используемого метода, прогнозы представляют собой определенные приближения и не должны рассматриваться в качестве абсолютно верного результата.

Методы для прогнозирования потребностей в персонале могут быть основаны либо на суждениях, либо на использовании математики. Прогнозирование трудовых ресурсов является составной частью процесса разработки демографических прогнозов.

Под методами прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно его (объекта) будущего развития.

Информационной базой прогноза является отчетность (текущий учет естественного и механического движения населения) и специально организованные статистические наблюдения (переписи, специальные выборочные социально - демографические обследования, различные списки и картотеки населения). Обычно используются методы экспертных оценок, методы экстраполяции, методы статистического моделирования, балансовый метод, метод передвижки возрастов, нормативный метод. В прогнозировании численности трудовых ресурсов находят широкое распространение два основных метода: экстраполяции и передвижки возрастов. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

. Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Комплексное использование интуиции (неосознанного мышления), логического мышления и количественных оценок с их формальной обработкой позволяет получить эффективное решение проблемы. При выполнении своей роли в процессе управления эксперты производят две основные функции: формируют объекты (альтернативные ситуации, цели, решения и т.п.) и производят измерение их характеристик (вероятности свершения событий, коэффициенты значимости целей, предпочтения решений и т.п.). Формирование объектов осуществляется экспертами на основе логического мышления и интуиции. При этом большую роль играют знания и опыт эксперта. Характерными особенностями метода экспертных оценок как научного инструмента решения сложных неформализуемых проблем являются, во-первых, научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом из этапов, и, во-вторых, применение количественных методов как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке результатов. Эти две особенности отличают метод экспертных оценок от обычной давно известной экспертизы, широко применяемой в различных сферах человеческой деятельности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Меню сайта