Концепция "административной емкости"

Под "административной емкостью" Ф. Дунаевский понимал способность непосредственно руководить определенным количеством лиц. Она, конечно, может варьироваться в зависимости от степени одаренности того или иного руководителя, его характера. Но эти колебания в целом очень незначительны. с ростом и усложнением общественного производства, с увеличением управляемого населения между центральными органами и низовыми администраторами катастрофически разбухает промежуточное звено руководящих органов, которое призвано компенсировать превышение "административной емкости" центра. Возникает огромная иерархия, каждая последующая ступень которой как бы расширяет "административную емкость" вышестоящей. Проблема непрерывно растущего промежуточного звена становится все более острой, между центром и периферией "сгущается туман бумажного производства", который, естественно, негативно влияет на эффективность управления, а следовательно, и управляемого объекта.

По мнению ученого, есть два основных пути разрешения проблемы промежуточного звена:

. построить "промежуточное звено" какого-то нового типа;

. уменьшить до последней степени нужду в нем.

Первый путь заключается в тщательном подборе персонала, его подготовке, в новых методах планирования и стимулирования и пр. Однако, не смотря на всю важность, этот путь не позволяет самостоятельно разрешить проблему.

Второй путь заключается в расширении границ "административной емкости" с помощью техники. Задача, по мнению Ф. Дунаевского, сотоит в передаче всех механической работы машинам. Именно в этом ученый видит действительно исторический смысл управленческой техники, настойчиво призывая к индустриализации и автоматизации управления.

Подход к проблеме расширения "административной емкости" во многом перекликается с современной концепцией "второго информационного барьера" академика В.М.Глушкова.

Заключение

Из всего выше сказанного можно сделать вывод об огромном вкладе ВСУИТ в развитие отечественной науки.

Подводя итог, было бы целесообразным сказать об эмпирических достижениях. В обследовании административного аппарата ряда предприятий ВСУИТ применил так называемую оперограмму - чертеж рабочего процесса с нанесением маршрутов применения деталей для обработки. На нем обозначались последовательность этапов и структура процессов, объем работы на каждом цикле и затрачиваемое время. Оперограмма представляла собой модель, построенную по типу инженерного расчета. Ее смысл простой: структура рабочих мест должна выявить требуемую структуру и численность персонала рабочих и количество управленцев. Лишние вакансии легко выявить и сократить.

Простые функциональные схемы позволяли очень точно, «по миллиграммам» рассчитывать штат работников, выпускать инструкции исполнителям, оформлять заказы на оборудование, устанавливать нормы и сроки выработки, цели и задачи деятельности. Причем всякий раз фактические расчеты обязательно сравнивались с нормативной моделью. Применение такого метода сокращало бюрократический аппарат отнюдь не на словах, выявляло и устраняло слабые места в управлении, снижало себестоимость продукции, а самое главное - повышало заинтересованность людей в труде.

Если построить административный аппарат так же, как инженеры строят машину, т.е. по заранее созданному проекту, с четким расчетом и необходимыми измерениями всех процессов, то, рассуждал директор Всеукраинского института Ф. Дунаевский, мы наверняка освободимся от таких зловещих пороков, как дублирование распоряжений и функций, растянутость сроков исполнения, чрезмерный формализм в работе.

Меню сайта