Концепция всеобщего управления качеством

Концепция всеобщего управления качеством (total quality management, TQM) - концепция, предусматривающая всестороннее целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих всех уровней при рациональном использовании технических возможностей. Концепция TQM носит междисциплинарный характер. Это совокупность принципов, методов, средств и форм управления качеством с целью повышения эффективности и конкурентоспособности организации. Система TQM включает:

) контроль в процессе разработки новой продукции;

) оценку качества опытного образца, планирование качества продукции и производственного процесса, контроль, оценку и планирование качества поставляемых материалов;

) входной контроль материалов;

) контроль готовой продукции;

) оценку качества продукции;

) оценку качества производственного процесса;

) контроль качества продукции и производственного процесса;

) анализ специальных процессов (специальные исследования в области качества продукции);

) использование информации о качестве продукции;

) контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве продукции;

) обучение методам обеспечения качества, повышение квалификации персонала;

) гарантийное обслуживание;

) координацию работ в области качества;

) совместную работу по качеству с поставщиками;

15) использование цикла PDCA (plan-do-check-action);

16) работу кружков качества;

) управление человеческим фактором путем создания атмосферы удовлетворенности, заинтересованного участия, благополучия и процветания на фирме, фирмах-поставщиках, в сбытовых и обслуживающих организациях, у акционеров и потребителей;

) работу в области качества по методу межфункционального управления (cross-function management);

) участие в национальных кампаниях по качеству;

) выработку политики в области качества (согласование политики в области качества с общей стратегией экономической деятельности, привнесение целей качества во все аспекты административной, хозяйственной и экономической деятельности, принятие мер, обеспечивающих понимание на фирме политики в области качества);

) участие служащих в финансовой деятельности (в прибыли, акционерном капитале), воспитание сознательного отношения к качеству, чувства партнерства, совершенствование социальной атмосферы и информированность служащих;

) проведение мер по формированию культуры качества;

) подготовку управленческих кадров для руководства деятельностью в области качества;

) возложение ответственности за деятельность в области качества на высшее руководство.

Всеобщее управление качеством - это не теоретическая дисциплина, а технология руководства процессом повышения качества. Она состоит из трех частей: базовой системы; системы технического обеспечения; системы совершенствования и развития всеобщего управления качеством [15. 175].

Базовая система - это средства, которые применяются для анализа и исследования. Они основаны на использовании общепризнанного математического аппарата и статистических методов контроля. Система технического обеспечения - это приемы и программы, позволяющие обучить персонал владению этими средствами и правильному их применению. Система совершенствования и развития принципов и содержания TQM предполагает адаптацию научных подходов, экономических законов функционирования рыночных отношений, законов организации, структуры и принципов управления качеством к конкретным требованиям и условиям рынка.

Целью всеобщего управления качеством является достижение более высокого качества продукции и услуг. Что такое «более высокое качество»? Японская концепция предусматривает четыре уровня качества.

. Первый уровень - «соответствие стандарту». Качество продукции оценивается как соответствующее или не соответствующее требованиям стандарта. Необходимо выяснить требования, утвердить стандарт, а также инструкции и процедуры проверки качества продукции. Инструментами при этом служат статистический контроль качества и организационная структура производства.

. Второй уровень - «соответствие использованию». Продукция должна не только соответствовать стандарту, но и удовлетворять эксплуатационным требованиям. Тогда она будет пользоваться спросом на рынке. Чтобы соответствовать всем вариантам использования продукции, о ее качестве должны заботиться не только производственные подразделения фирмы, но и службы маркетинга, исследований и разработок, планирования, контроля качества, сбыта и сервиса. Все подразделения должны функционировать как единое целое.

Перейти на страницу: 1 2

Меню сайта