Концепция всеобщего управления качеством

. Третий уровень - «соответствие фактическим требованиям рынка». В идеале это означает высокое качество при низкой цене [14. 131].

Но для достижения таких результатов необходимо изменить всю систему работы. Единственным путем достижения низкой стоимости при высоком качестве является бездефектное производство. Качество создается не инспекцией или высококачественным оборудованием, а скорее постоянным стремлением к его повышению со стороны рабочих, занятых в процессе производства. Если подобное быстрое исправление ошибок и стремление к улучшению качества организованы на каждой ступени производства, то дефекты или отходы, а также переделки сведутся к минимуму. Это и есть «контроль процесса», в котором должен участвовать весь персонал фирмы.

. Четвертый уровень - «соответствие скрытым (неочевидным) потребностям». В индустриально развитых странах рынок наводнен продукцией, которая мало отличается по уровню качества и удовлетворяет все явные, очевидные требования покупателя.

Концепция TQM позволяет представить широкое понимание качества. Как следует из философии TQM, качество включает осязаемые и неосязаемые ощущения покупателя, связанные с характеристиками продукции, качеством услуг (включая информацию, сроки поставки, условия обслуживания и т. д.), а также обусловленные качеством процессов и другими обстоятельствами.

Эффективность TQM зависит от трех ключевых условий: высшее должностное лицо на предприятии энергично выступает за повышение качества; инвестиции осуществляются не в оборудование, а в людей; организационные структуры преобразуются или создаются специально под TQM.

Качество зависит от разных факторов технического, экономического, социально-психологического характера. Фирмы для достижения поставленных целей используют большой арсенал методов, инструментов и средств. Условно их можно сгруппировать в три блока: методы обеспечения качества; методы стимулирования качества; методы контроля результатов работы по повышению качества [4. 212].

К методам обеспечения качества относятся прежде всего инженерно-математические методы, используемые для анализа, планирования и регулирования процессов на всех стадиях жизненного цикла продукции. Методы стимулирования включают как обычные методы мотивации, так и специально разработанные для улучшения качества (проводимые в странах и во всемирном масштабе кампании качества, национальные премии по качеству и т. д.). К методам контроля относятся методы оценки качества продукции, например, через анализ экономических показателей, проверку документации как на продукцию, так и на систему качества. И наконец, контроль качества самой продукции.

Отдельные методы одновременно относятся к разным блокам. Так, статистические методы являются одновременно и методами контроля, и методами обеспечения качества. А такой метод работы, как организация кружков качества, одновременно позволяет решать проблемы качества и является великолепным средством стимулирования творческой активности сотрудников фирмы. Получившие широкое распространение методы самоконтроля и самооценки могут быть отнесены с равным основанием ко всем трем блокам [13. 99].

Перейти на страницу: 1 2 

Меню сайта