Анализ концепции всеобщего управления качеством. Система обеспечения конкурентоспособности

Целью организации (или системы менеджмента) является выпуск конкурентоспособного товара. В свою очередь, факторами конкурентоспособности на первом уровне иерархии являются качество продукции, ее цена, затраты по использованию (эксплуатации) продукции и качество ее сервиса в соотношении 4:3:2:1 (приоритет отдается качеству продукции, услуг и других объектов менеджмента). Отсюда следует, что повышение качества - не глобальная, а локальная цель организации. Глобальная цель - обеспечение конкурентоспособности выпускаемого товара.

Узкий подход к проблеме повышения качества товаров для России, находившейся по конкурентоспособности в 2002 г. на 64-м месте из 80 стран, может только усугубить ее положение в мировом сообществе. Здесь необходим воспроизводственно-эволюционный подход к менеджменту, что позволит опередить ближайших конкурентов сначала в методологии формирования проблемы, а затем - и в практическом ее решении. Интеллектуальный потенциал российских специалистов и менеджеров достаточен, чтобы правильно переориентировать экономику, маркетинг и менеджмент на достижение высокого уровня конкурентоспособности российских товаров, предприятий и других объектов.

Если рассматривать основные дисциплины, раскрывающие методы обеспечения конкурентоспособности по стадиям жизненного цикла продукции, то они должны изучаться в следующей последовательности: стратегический маркетинг (стратегический менеджмент) - инновационный менеджмент - производственный менеджмент. В свою очередь, последнюю дисциплину укрупненно можно разделить на следующие: финансовый менеджмент, управление персоналом, организация производства, управление качеством (в сфере производства), тактический маркетинг. В настоящее время в вузах не читаются курсы «Управление конкурентоспособностью» или «Система обеспечения конкурентоспособности». Эти вопросы излагаются в монографии автора о конкурентоспособности [4. 218].

Проанализируем вкратце недостатки TQM и приведем основные положения российской системы обеспечения конкурентоспособности (СОК). Начнем с определения TQM. Это определение не в полной мере отвечает требованиям системности и комплексности. В нем ни слова не говорится о подсистемах и других компонентах системы TQM. В определение включены через «и» понятия разных уровней иерархии: системы и методы. Система - это целое, понятие нулевого уровня, а метод - компонент второго уровня подсистемы научного сопровождения системы TQM. В определении отсутствуют стадии маркетинга (точнее, стратегического маркетинга) и эксплуатации, которые имеются в международных стандартах ИСО серии 9000. Кроме того, комплексный подход предусматривает рассмотрение в единстве технических, экономических, организационных, психологических и других аспектов управления, а в определение TQM включены только технические аспекты.

Далее, с позиций системности, комплексности и логичности рассмотрим 24 компонента TQM, изложенные в предыдущем пункте работы. Компоненты 1-4, 7 и 10 посвящены контролю в процессе разработок, контролю поставляемых материалов (входному контролю), готовой продукции, качества продукции и производственного процесса, аппаратуры, дающей информацию о качестве продукции. Приведенные формулировки компонентов вызывают ряд вопросов. Перечень компонентов TQM начинается с функции контроля, а следовало бы начинать с системного анализа. Если отдельно структурировать функцию контроля, то здесь будут подфункции разных уровней иерархии: нулевого (контроль качества продукции), первого (контроль производственного процесса), второго (контроль в процессе разработок, входной контроль, контроль готовой продукции) и третьего (контроль поставляемых материалов, контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве) уровней.

Перейти на страницу: 1 2 3

Меню сайта