Международная система качества: стандарты ИСО 9000:2000

Международные стандарты ИСО 9000 - это система, включающая следующие стандарты:

ИСО 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению»;

ИСО 9001 «Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;

ИСО 9002 «Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»;

ИСО 9003 «Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»;

ИСО 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания» [15. 199].

Во многих странах эти стандарты приняты как национальные. Развиваются такие направления, как оценка систем качества предприятия независимыми органами (третьей стороной) и сертификация систем. С учетом прогрессивного характера международных стандартов ИСО серии 9000, последнего издания (2000), их регулирующей роли при выходе на внешний рынок и установлении прямых хозяйственных связей, стандарты ИСО серии 9000 приняты Госстандартом России для прямого использования в виде:

ГОСТ Р ИСО 9000 - 2001. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь;

ГОСТ Р ИСО 9001 - 2001. Система менеджмента качества. Требования;

ГОСТ Р ИСО 9004 - 2001. Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности предприятия.

Система менеджмента качества (СМК) включает в себя:

) планирование качества;

) обеспечение качества;

) контроль качества;

) совершенствование качества. Для создания СМК необходимо:

идентифицировать все ключевые процессы предприятия;

установить последовательность и взаимосвязь между этими процессами;

установить критерии и методы контроля параметров и процессов;

обеспечить наличие информации, необходимой для реализации и мониторинга процессов;

измерять, отслеживать, анализировать процессы и выполнять действия, необходимые для достижения установленных результатов и непрерывного совершенствования.

Международные стандарты применяются в следующих ситуациях.

) когда контрактом особо оговаривается, что требования к проектным работам и продукции сформулированы в виде эксплуатационных характеристик или указана необходимость их определения;

) когда потребитель уверен в том, что поставляемая продукция соответствует установленным требованиям. Поставщик должен представить доказательства своих возможностей в области проектирования, разработки, производства, монтажа и обслуживания [7. 93].

Поставщик товара должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленную систему качества как средства, обеспечивающего соответствие продукции установленным требованиям. Это включает:

подготовку документально оформленных процедур и инструкций, относящихся к системе качества в соответствии с требованиями стандарта;

эффективное применение документированных процедур и инструкций системы качества.

Особенности международных стандартов ИСО 9000 :2000 заключаются в следующем:

применение к управлению качеством продукции системного подхода;

ориентация на потребителя;

регламентирование требований по всем стадиям жизненного цикла продукции;

управление качеством продукции осуществляется по всем основным функциям (кроме мотивации и регулирования);

документальное (желательно количественное) оформление конкретных требований;

рекомендательный характер.

Из обоснованных в книге 20 подходов к системе менеджмента в международных стандартах ИСО по системам качества применено всего пять (системный, интеграционный, процессный, количественный, динамический). Отсюда можно сделать вывод, что внедрение международной системы качества незначительно повысило эффективность менеджмента фирм. Передовые фирмы мира достигают высокого качества товаров за счет применения сложных методов менеджмента в обеспечении конкурентных преимуществ [8. 74].

Меню сайта