Оценка эффективности системы качества

Оценка эффективности функционирования систем управления предприятиями проводилась всегда, в том числе и во времена плановой экономики. В данной главе мы рассмотрим вопрос о необходимости создания методов оценки эффективности функционирования системы менеджмента качества предприятия, доведенных до практической реализации. Требования такой оценки имеются в стандартах ИСО 9000, и, прежде всего, они относятся к деятельности руководства по анализу и улучшению деятельности СМК.

Следует заметить, что общей методики такой оценки пока не разработано, поэтому каждое предприятие решает эту проблему по своему. Механизм, заложенный в ИСО 9000 в виде внешнего и внутреннего аудита, требований измерения, анализа, самооценки, корректирующих и предупреждающих действий, обратной связи с потребителями, непрерывного улучшения деятельности, сам нуждается в оценке эффективности.

Как оценить эффективность функционирования системы качества?

Например, ОАО «Вэлконт» (г. Петропавловск-Камчатский) производит и поставляет коммутационную аппаратуру, изделия микроэлектроники, выключатели и электроклапаны. Система качества предприятия сертифицирована на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-96

Сертификат системы качества (СК) предприятия на соответствие ГОСТ Р ИСО 9000 дает уверенность его руководителям в том, что существует инструмент, который при правильном использовании позволит непрерывно улучшать качество процессов и продукции .

Возникает вопрос: эффективно ли работает этот инструмент?

Проводимые на предприятии внутренние проверки качества подтверждают соответствие или выявляют несоответствия процессов, процедур, организационной структуры и ресурсов требованиям СК предприятия. Однако они лишь в малой степени могут оценить эффективность их функционирования или использования. Это объясняется тем, что внутренние проверки качества проводятся периодически, выборочно по отдельному элементу СК или в каком-либо подразделении. Вот почему они не могут обеспечить постоянной, системной оценки эффективности функционирования элементов СК и всей системы в целом.

Для решения задачи оценки эффективности СК необходимо определить следующее: объект оценки (процедура, процесс, элемент СК, система качества в целом); критерии оценки эффективности функционирования СК (цели непрерывного улучшения, к которым стремится предприятие); способ измерения и сравнения показателей эффективности функционирования СК с критериями эффективности; методы статистического анализа полученных результатов [9. 56].

Объекты оценки выбираются исходя из задач предприятия в области качества, которые необходимо решить в первую очередь.

Количество и содержание критериев в оценке должно быть достаточным для определения того, насколько эффективно или неэффективно функционируют объекты оценки.

Способ измерения показателей эффективности функционирования объекта оценки и сравнения этих показателей с выбранными критериями зависит от объекта оценки (процедура, процесс, элемент СК). Измерение показателей и их сравнение с критериями показывает, в какой мере достигнутая эффективность функционирования объекта оценки соответствует установленным критериям.

Систематизация и статистический анализ результатов оценки эффективности функционирования объектов выявляет тенденции к улучшению или ухудшению, показывает стабильность или нестабильность процессов.

Меню сайта