Концептуальная модель стратегического плана позволяет определить следующие этапы составления стратегического плана предприятия:
Анализ окружающей среды:
а) внешняя среда;
б) внутренние возможности.
Определение политики предприятия (целеполагание).
Формулирование стратегии и выбор альтернатив:
а) стратегия маркетинга;
б) финансовая стратегия;
в) стратегия НИОКР;
г) стратегия производства;
д) социальная стратегия;
е) стратегия организационных изменений;
ж) экологическая стратегия.
Результатом деятельности по предложенной выше схеме составления стратегического плана предприятия является документ, называемый "Стратегический план предприятия" и имеющий обычно следующие разделы:
Цели и задачи предприятия;
Текущая деятельность предприятия и долгосрочные задачи;
Стратегия предприятия (базовая стратегия, основные стратегические альтернативы);
Функциональные стратегии;
Наиболее значимые проекты;
Описание внешних операций;
Капиталовложения и ресурсное распределение;
Планирование неожиданностей;
Приложения: Расчёты, справки, другая деловая документация, в том числе:
а) Объём годовых продаж по группам продуктов;
б) Годовая прибыль и убытки по подразделениям;
в) Годовой экспорт и его отношение к объёму продаж по подразделениям;
г) Изменения в наборе продуктов и доля рынка;
д) Программа ежегодных капитальных затрат;
е) Годовые денежные потоки;
ж) Баланс на конец последнего года плана;
з) Политика поглощений и приобретений.
Анализ литературы по стратегическому планированию в западных фирмах показал, что и количество и содержание этапов составления стратегического плана, а также сама его форма могут существенно варьироваться и зависят от многих факторов, среди которых основными являются:
Форма собственности предприятия;
Тип предприятия (специализированное или диверсифицированное);
Отраслевая принадлежность предприятия;
Размер предприятия (большое, среднее или малое).
Точно так же не существует единого горизонта стратегического планирования. В Европе часто встречаются долгосрочные, 10-летние планы, американцы используют 5-летние планы, а японцы вообще 3-летние.
Общее понятие лидерства. Роль и задачи лидеров в современных организациях.
Цели и методы управления персоналом. Функции управления персонало.
Экономическая деятельность на предприятии по функциям менеджмента.
Понятие организационной культуры. Централизация и децентрализация.