Управление качеством

Качество строительства - комплексное понятие, составляющими которого являются: качество проектно-сметной документации; качество материалов, изделий и конструкций, из которых возводятся здания и сооружения; качество СиМР; надежность и долговечность зданий и сооружений.

В задачу системы управления качеством (СУК) входят: установление уровня качества строительной продукции и его последовательное достижение на всех этапах осуществления инвестиционного строительного проекта, включая начало эксплуатации объекта. Для реализации этих задач на каждом этапе инвестиционного цикла (разработка проекта, его реализация и эксплуатация) создаются соответствующие службы (подсистемы) управления качеством, между которыми налаживается тесное взаимодействие.

На этапе проектного задания задача СУК состоит в выборе и обосновании заданного уровня качества объекта, а на стадии проектирования - в исключении ошибок в проектно-сметной документации. Управляющие воздействия на этой стадии направляются на создание надлежащих условий для проектирования, в том числе на обеспечение проектировщиков современными техническими средствами, повышение их квалификации и создание мотивационной обстановки для выполнения высококачественной проектно-сметной документации. При реализации проекта (на стадии строительного производства) задача СУК заключается в достижении проектного уровня качества во время производства СиМР. Для этого анализируется ход производственного процесса, своевременно разрабатываются и проводятся мероприятия, препятствующие появлению дефектов. Оплата труда на этой стадии должна зависеть от качества выполняемых работ (производимой продукции).

Иногда конечная строительная продукция сдается в эксплуатацию

Функции организации в системе управления качеством состоят в проверке предусмотренной графиком последовательности СиМР, при которой достигается высокое качество их выполнения, определении методов и средств контроля качества работ и регламента контроля. В состав организационных мероприятий входят проверка знаний инженерно-технического персонала по вопросам качества и методы воздействия на исполнителей.

К задачам контроля относятся: сбор и обработка информационных данных о величинах отклонений фактических показателей качества от нормативных или эталонных значений. На строительстве осуществляется контроль: проектно-сметной документации и материальных ресурсов при их приемке (входной и предварительный контроль), качества выполнения СМР (оперативный контроль), соблюдения технических требований при окончании отдельных этапов возведения зданий и сооружений (промежуточный и приемочный контроль), а также после завершения строительства (окончательный приемочный контроль). Кроме того, ведется инспекционный выборочный контроль на любом этапе строительства и эксплуатации зданий и сооружений.

Функция контроля наиболее ответственная и обширная, требует больших затрат труда и времени, поэтому основное внимание в данной главе будет уделено этому вопросу.

Регулирование в системе управления качеством заключается в разработке корректирующих воздействий (частная функция координирования) с указанием сферы и уровня их применения. Координирующие решения вырабатываются после определения степени расхождения фактических и нормативных значений показателей, характеризующих качество.

Задача учета - систематизация статистических данных об отклонениях фактических показателей качества от плановых, а также причин этих отклонений.

Итоговый анализ причин возникновения отклонений от норм и стандартов - заключительная функция процесса управления качеством. Эта работа облегчается, если на каждом объекте налажен статистический учет и ведутся специальные контрольные машинные карты, в которых отмечаются отступления от нормативов и их причины. При обработке карт выявляются операции, по которым статистические показатели превышают установленные. Затем определяются основные причины отклонений от норм. Это позволяет разработать и запланировать мероприятия по их предотвращению в дальнейшем.

Перейти на страницу: 1 2 3

Меню сайта