Типология профессий

Интересными, хотя и нетрадиционными для теории и практики профконсультирования являются выделенные еще К.Г. Юнгом > архетипы. Сам "архетип" определяется - как коллективное бессознательное. К.Г. Юнг выделяет сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное ("архетипы" как некие мифологические фигуры, образы, усредненный опыт переживаний многих поколений, который "в процессе истории повторяется там, где свободно проявляется творческая фантазия" данного человека). При этом "каждый шаг к более высокой сознательности", означающий "исполнение задачи, которую он обнаружил в своем мире" и связанный с "добродетельностью" и "дельностью" в лучшем смысле этого слова, означает отдаление человека от общего бессознательного толпы, но одновременно делает его более "одиноким", непонятым и часто вызывает сомнения и подозрения со стороны обычных людей (45. С. 57 <javascript:void(0);>). Иными словами "прорыв бессознательного (в частности, коллективного бессознательного) может расширить возможности самоопределения человека в мире, но может и осложнить для него жизнь. Для дальнейшего рассмотрения "пространств" самоопределения можно выделить более конкретные варианты выборов, где как бы конкретизируются те или иные социальные и профессиональные стереотипы, жизненные сценарии и т.п. На основе этого можно выделить следующие типологии профессионального и личностного самоопределения.

Еще в Петровскую эпоху известный государственный деятель России В.Н. Татищев классифицировал все "науки" (виды труда) по критерию "добра и зла для человека":

o "нуждные" науки (экономика, медицина, право);

o "полезные" науки (риторика, грамматика, "мафематика"-арифметика, "землемерие", механика, астрономия);

o "щегольские, или увеселяющие" (поэзия, танцевание, живопись, "вольтежирование"-гарцевание на лошади), служащие больше для получения положения в обществе, чем для дела;

o "любительские, или тщетные" (астрология, физиогномика, алхимия);

o "вредительные" науки (колдовство, ворожба) (см. Татищев, 1979).

Вероятно, такой критерий классификации профессиональной деятельности актуален и для оценки различных направлений самой современной психологии. (21. стр. 28)

В 20-е гг. нашего столетия С.П. Струмилин <http://www.ido.edu.ru/psychology/labour_psychology/biograf52.html> предложил классифицировать профессии по степени самостоятельности человека в труде:

Ø автоматический рефлекторный труд (например, вертельщик ручки веялки, ручной мельницы и т.д.);

Ø полуавтоматический привычный труд (например, труд машинистки, телеграфиста);

Ø шаблонно-исполнительский труд - по указке (например, работа на станке, работа тапера, конторщика, счетовода);

Ø самостоятельный труд в пределах задания (например, работа инженера, учителя, врача, журналиста);

Ø свободный творческий труд (например, работа в области искусства, работа ученого, организатора хозяйства, политического деятеля) (21, <javascript:void(0);> стр. 50).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Меню сайта