Типология профессий

Еще в 1922 г. Э. Шпрангер в своей работе "Основные идеальные типы индивидуальности" выделил следующие интересные для профконсультанта типы в соответствии с преимущественными установками людей: 1) теоретический человек; 2) экономический человек; 3) эстетический; 4) социальный; 5) политический; 6) религиозный (Шпрангер, 1982 <javascript:void(0);>). При сравнении различных типологий становится заметно, что в основе этих типологий лежит не только позиция автора, но и та культурно-историческая среда, то общество, которое и определяет часто наличие разных типов людей, реализующих себя в конкретной трудовой и общественной деятельности. Например, у Э. Шпрангера выделен религиозный человек, но уже в более современных типологиях такой тип отсутствует. Другой пример: в традиционной для России эпохи СССР типологии Е.А. Климова <http://www.ido.edu.ru/psychology/labour_psychology/biograf6.html> отсутствует предпринимательский тип, хотя в типологии Дж. Голланда такой тип имеется (нечто похожее выделил уже и литовский психолог Л.А. Йовайша, видимо потому, что даже Литовская ССР ближе к западному образу жизни).Таким образом, типологии профессиональной деятельности и соответственно пространства самоопределения во многом зависят от культурно-исторической среды. Возникает интересный вопрос: на какие типологии опираться профконсультанту в условиях нестабильности общей социально-экономической (и духовной) ситуации, например в условиях России "переходного периода"? Сложность вопроса в том, что устаревшие типологии отечественных авторов уже во многом не соответствуют данной ситуации, а построение новых типологий может существенно отстать от самого процесса изменений в стране. Известные зарубежные типологии тем более часто не учитывают специфику нашей страны. В этих условиях возможным выходом является либо построение какой-то "универсальной" типологии, применимой для разных стран, народов и эпох, либо попытки все-таки осознать, что происходит в стране под названием Российская Федерация (РФ), тем более, что "переходный период" к "светлой жизни" (или к "свету в конце тоннеля" - по словам одного бывшего "всенародно любимого Президента") сильно затянулся. В этом плане интересной представляется достаточно универсальная типология людей, предложенная известным отечественным историком Л.Н. Гумилевым. Его типология построена по пассионарно-аттрактивному принципу. (29, стр. 112)

Выстраивается некоторое пространство, где:

o одна ось - аттрактивность - имеет следующие полюсы: а) эгоизм, основанный на рассудке и б) аттрактивность как "странное стремление к истине, красоте, справедливости";

o другая ось - пассионарность - имеет полюсы: а) инстинкт самосохранения и б) пассионарность как антиинстинкт ("неоправданный риск ради достижения иллюзорных целей"). (29, стр. 120)

В итоге выделяются следующие типы людей: 1) обыватели; 2) бродяги-солдаты; 3) преступники; 4) честолюбцы; 5) деловые люди; 6) авантюристы; 7) ученые люди; 8) творческие люди; 9) пророки; 10) нестяжатели (бескорыстные люди); 11) созерцатели; 12) искусители (см. Гумилев, 1990.) <javascript:void(0);>. Но далее сам Л.Н. Гумилев отмечал, что "для изучения отдельной особи предлагаемая точка зрения и система отсчета дают очень мало" (Там же. С. 332). Типология Л.Н. Гумилева интересна в том смысле, что позволяет рассматривать и сопоставлять в перспективе самоопределение различных в культурно-историческом плане людей. Интересную типологию самоопределения предложил отечественный психолог М.Р. Гинзбург <http://www.ido.edu.ru/psychology/labour_psychology/biograf64.html>, который выделяет жизненное поле личности, в рамках которого и разворачивается профессиональное и жизненное самоопределение. При этом само жизненное поле определяется им как "совокупность индивидуальных ценностей, смыслов и пространства реального действования - актуального и потенциального, - охватывающего прошлое, настоящее и будущее" (Гинзбург, 1995. <javascript:void(0);>)."Психологическое настоящее, - отмечает далее М.Р. Гинзбург, - существует как действительность: его функцией является саморазвитие. Поэтому вертикальная составляющая психологического настоящего, относящаяся к ценностно-смысловой плоскости, представляет собой сомопознание - т.е. ориентацию в ценностно-смысловом содержании индивидуального сознания. Горизонтальная составляющая психологического настоящего, принадлежащая к пространственно-временной плоскости, может быть охарактеризована как самореализация (т.е. реальное действование, воплощение ценностей и смыслов в различных видах деятельности" Аналогично выделяются психологические пространства для прошлого и будущего. В частности, прошлое, существующее как "опыт", по вертикали (в ценностно-смысловой плоскости) представлено установками и отношениями, а в горизонтальной плоскости (пространственно-временной) - опытом в его традиционном понимании. личностный мотив труд профессия

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Меню сайта