Типология профессий

Очень интересную и, на наш взгляд, важную для профконсультанта типологию предложил Э. Фромм <http://www.ido.edu.ru/psychology/labour_psychology/biograf27.html>. Он выделил два основных типа характера (типа ориентаций) человека: 1) неплодотворную ориентацию и 2) плодотворную. При этом сам "характер - это относительно устойчивая форма, служащая проводником человеческой энергии в процессе ассимиляции и диссимиляции; ориентации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром, составляют суть его характера" (Фромм, 1992. <javascript:void(0);>). (45, стр. 26)

1. Неплодотворные ориентации подразделяются на следующие виды:

o рецептивная ориентация: источник всех благ человека - вовне и главное для такого человека - получить его, чтобы человека "одаривали", "любили" и т.п.; отсюда - вся жизнь превращается в сплошное ожидание, на работе по важным вопросам человек проявляет пассивность и т.п.;

o эксплуататорская ориентация: источник благ - вовне и главное для такого человека - забрать эти блага силой или хитростью, даже когда сам человек обеспечен и объективно в таких благах не нуждается; для эксплуататорского человека важен девиз: "краденый плод - самый сладкий";

o стяжательская ориентация: благо - у самого себя, в себе и главное для "стяжателя" - это сохранить свое благо от других, сэкономить; "сохранить" означает также и память о прошлом, и бережное отношение к существующим привязанностям;

рыночная ориентация, которой Э. Фромм посвящает значительное место в своих работах, может быть охарактеризована следующими высказываниями: а) важно не само благо, а его "меновая стоимость" на "рынке личностных ценностей"; б) материальный успех человека в жизни зависит не от его реальных способностей и мастерства, а "от признания их личности теми, кто платит за их услуги или нанимает на работу за жалование"; в) "человек заботится не о своей жизни и счастье, а о том, чтобы стать ходким товаром. Это чувство можно было бы сравнить с чувством товара, например, с чувством сумок на прилавке, если бы они могли чувствовать и мыслить. Каждая сумка старалась бы быть как можно "привлекательнее", чтобы привлечь покупателей, и выглядеть как можно дороже, чтобы получить цену выше, чем ее соперницы. Сумка, проданная по самой высокой цене, чувствовала бы себя избранницей, поскольку это означало бы, что она самая "ценная" из сумок; а та, которая не была продана, чувствовала бы себя печальной и прониклась бы сознанием собственной никчемности. Такая судьба могла бы выпасть сумке, которая, несмотря на свой отличный вид и удобство, имела несчастье выйти из моды"; д) Э. Фромм по-новому ставит проблему идентичности самому себе, где идентичность понимается как единство человека и его дела: "я то, что я делаю"; идентичности противопоставляется отчуждение как неустойчивая идентичность, когда человек и его дело разделяются: "я то, чего изволите" (здесь уже неустойчивая идентичность черпается не в самой себе, а в мнениях окружающих). Когда всеобщее мнение становится над индивидуальным "я", отношения между людьми становится поверхностными, поскольку общаются уже "не сами люди, а взаимозаменяемые товары"; ж) сущность "рыночной личности" - это "пустота, которую скорейшим образом можно наполнить желаемым свойством". В итоге "проповедь труда утрачивает силу, первостепенной становится проповедь продажи". (45, стр. 35)

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Меню сайта