Типология профессий

§ "агрессивных спорщиков" (в школе они были "умненькими всезнайками", а в науке - это опасная разновидность "самолюбователя");

§ "первостатейных акул" (главная их цель - вставить свою фамилию в возможно большее число публикаций);

§ "святых" (это воистину Рыцари Добра и Справедливости, но нередко их "самоуничижительный альтруизм" препятствует успехам в науке, хотя в практике они могли бы оказаться весьма полезными работниками);

§ "святоши" (это искусная ханжеская имитация подлинно "святого" типа);

§ "добрячков" (в школе это обычно любимчики учителя, но их "пресная невинность, полное отсутствие воображения и инициативы делают их непригодными для творческого научного исследования".

4. "Идеальные" типы: а) "Фаусты - идеальные учителя и руководители"; б) фамулусы - идеальные ученики и сотрудники (в отличие от Фаустов у них все еще впереди). При этом сам Г. Селье <http://www.ido.edu.ru/psychology/labour_psychology/biograf44.html> отмечает, что "идеалы создаются не для того, чтобы их достигать, а для того, чтобы указывать путь". (Селье, 1987. С. 45 <javascript:void(0);>).

Представленные выше варианты "пространств" самоопределения и выборов позволят, на наш взгляд, рассматривать не только традиционно понимаемые профессиональные выборы (например, выбор "вот этой", данной профессии или места работы), но и выбор того, каким человек хотел бы стать в ходе своей трудовой деятельности, ради чего вообще стоит трудиться. Нам представляется, что и при решении профориентационных задач профконсультант может и должен информировать клиента (молодого или уже взрослого) о возможном "поле", "пространстве" смыслов самоопределения в конкретном труде. Другой вопрос - каким образом лучше проводить такую нетрадиционную информацию? И здесь еще, видимо, предстоит поиск и создание специальных средств ценностно-нравственной, смысловой профконсультации. Интересны и перспективны в этом плане для профконсультации идеи и разработки В. Франкла, предложившего метод логотерапии для рассмотрения смысловой стороны человеческой жизни (см. Франкл, 1990 <javascript:void(0);>). Заметим также, что психологические пространства самоопределения могут быть как субъективными (представленными в сознании данного человека), так и общепринятыми, объективными (как реально существующие возможности выборов, осознаваемые различными людьми). Проблема профессионального консультирования состоит еще и в том, чтобы сделать предметом совместного с клиентом обсуждения и субъективные пространства, выделяемые и "желаемые" самим клиентом, и реально существующие пространства профессиональных выборов, которые клиент поначалу может и не осознавать (или не принимать как значимые для себя). Тип профессии, выбираемый человеком зависит от мотивов выбора данной специальности.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 

Меню сайта