Математическая статистика и анализ результатов эмпирического исследования

Ось 0,05 0,01 0,001 ось

незначимости значимости Тэмп.

2,16 2,27 4,96 5,97 19,35

Строим «ось значимости». На оси обозначаем все значение tкр. , а затем обозначается значение полученного tэмп Становится заметно, что значение полученного tэмп находится в зоне значимости, отсюда следует, что разницы нет .

Человек профессии живет ее жизнью и под влиянием сложившейся ситуации использует нужный ему защитный механизм. Так и с использованием рационализации.

Вывод по второй главе

Для определения особенностей жизненного стиля и мотиваций труда было выбрано 3 группы: в 1 группе 30 человек, они являются педагогами, во второй: 31 человек - экономисты, 3 группа: 32 человека - слесарь по ремонту машин.

В состав группы педагогов входят: 2 человека имеют стаж свыше 25 лет, 20-25 - 8 человек, 15-20 - 6 человек, 10-15 - 4 человека, 5-10 - 3 человека, до 5 лет - 7 человек.

Во вторую группу входят экономисты: 3 человека имеют стаж свыше 25 лет, 20-25 - 4 человека, 15-20 - 18 человек, 10-15 - 3 человека, 5-10 - 2 человека, до 5 лет - 2 человека.

В третью группу входят слесаря по ремонту машин:, 1 человека имеют стаж свыше 25 лет, 20-25 - 3 человека, 15-20 - 3 человека, 10-15 - 9 человек, 5-10 - 3 человека, до 5 лет - 13 человек.

Для проведения исследования были выбраны следующие методики:

. Методика выявление социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере. (О.Ф. Потемкина)

. Диагностика мотивации достижений (А. Мехрабиан)

. Опросник «Индекс жизненного стиля (Плутчика - Келлермана - Конте)

В ходе анализа полученных результатов эмпирического исследования с помощью математический критерий: t - критерий Стьюдента. В ходне анализа данных было увидено, разница в том какой защитный механизм и насколько он находится в действие у педагогов и экономистов нет, а между теми же педагогами и слесарями есть, в тоже время нет разницы между экономистами и слесарями. Кроме этого несуществует разница в социально-психологических установках личности в мотивационно-потребностной сфере и мотивации достижений у педагогов и экономистов, а между теми же педагогами и слесарями есть, в тоже время нет разницы между экономистами и слесарями.

Разница в мотивационной сфере педагогов и слесарей обусловлено спецификой профессий, так как перед данными профессиями стоят разные требования, хотя оба вида профессий ответственные. Но перед педагогами стоит ответственность в формировании личности подрастающего поколения, а слесарь ответственен за машину. А также идет разная оплата труда. Разница между экономистами и слесарями обусловлено тем, что данные профессии имеют разное направление в работе. Так же разная оплата труда, хотя обе профессии высоко оплачиваемые.

Разница в жизненном стиле данных профессий также обусловлено их спецификой, так как каждая профессии оказывает влияние на то, как человек живет. Профессия педагога не нормирована, поэтому и свою жизнь педагоги подстраивают под профессию. Профессия слесаря более нормирована, но имеет свою специфику в том, что представителям данной профессии приходится работ с тяжестями и в мазуте, а это тоже оказывает свое влияние. Экономисты каждый день занимаются подсчетами, ведут сидячий образ, что оказывает влияние на человека.

Заключение

Понятие "самоопределение" вполне соотносится с такими модными ныне понятиями, как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание. При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию и т.п. именно с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя "через увлеченность значимой работой"; К. Ясперс связывает самореализацию с "делом", которое делает человек. И.С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. П.Г. Щедровицкий отмечает, что "смысл самоопределения - в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность"

Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека) Самоопределение предполагает не только "самореализацию", но и расширение своих изначальных возможностей - "самотрансценденцию" (по В. Франклу >): "…полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, т.е. способность "выходить за рамки самого себя", а главное - в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни" Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления и самотрансценденции. Все это позволяет определить сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения. При этом сразу обнаруживается парадокс самоопределения (как и парадокс счастья): найденный смысл тут же обесценивает жизнь (образуется как бы "пустота"). Поэтому важен именно процесс поиска смысла, где отдельные (уже найденные) смыслы - это лишь промежуточные этапы процесса (сам процесс становится главным смыслом - это и есть жизнь, жизнь как процесс, а не как некое "достижение"). Правда, по В. Франклу (1990) получается, что смысл нельзя построить заново, его можно только "найти". Но в этом есть элемент предопределенности, что несколько ограничивает подлинное творчество профессионального и личностного самоопределения. При более творческом подходе к своей жизни сам смысл создается человеком заново. Именно в этом случае человек превращается в подлинного субъекта самоопределения, а не просто выступает как проводник каких-то "высших" смыслов.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9

Меню сайта