У каждой компании существуют различные методы мотивации своих сотрудников. И все организации задаются рядом вопросов, которые им необходимо решить. Как добиться лояльности и уважения к организации, к руководству? Как сплотить коллектив? Ответы на эти вопросы сложны и неоднозначны.
Чтобы добиться высоких результатов, необходимо сформировать целую систему мотивационных мер, где основной упор делается на немонетарных стимулах.
Грамотно выстроенная нематериальная мотивация в компании - это почти рай на земле. Когда работаешь с такими компаниями, то создается впечатление, что они живут, работают, строят бизнес по другим законам: все сотрудники довольны, "сыты", не болеют, а напротив активны, веселы и заряжены на результат.
Я хотела бы рассмотреть компанию, в которой необходимо создать нематериальную мотивацию.
Ситуация:
Представьте, что Вы пришли работать в оптовую компанию "Чебурашка" в качестве HR-специалиста.
Компания занимается товарами для детей: одежда, игрушки, косметика, аксессуары.
Управление (структура компании) построена по принципу вертикальных связей с четко выделенными направлениями деятельности. При этом наблюдается четкая установка "стен" на уровне горизонтальных связей, то есть несогласованность в работе подразделений, недостаточная информированность о событиях в организации, иногда конфликты между линейными руководителями.
Люди работают по принципу "каждый сам за себя", даже в ущерб работе. То есть о целях компании в целом никто не думает (да и не знает их).
Средний уровень заработной платы составляет 10 000 - 12 000 рублей. Плюсом является полная налоговая прозрачность компании, т.е., как сейчас принято говорить "в компании "белые" зарплаты", полный соц. пакет.
В представленной ситуации компания переживает период бурного роста, т.е. в компанию принимается ежемесячно порядка 10-15 человек на самые разные позиции. Компания активно развивается, однако в последнее время текучесть кадров увеличилась на целых 10%.
На данный момент в компании нет четкой системы нематериальной мотивации. Например, компенсация мобильной связи нестабильна: каждый месяц сумма меняется (причем, по непонятным принципам; вернее, зависит от полученной прибыли). И сумма одинакова как для офисных сотрудников, так и для торговых представителей.
Вопросы:
Предложить принципы формирования немонетарной системы мотивации для сотрудников компании.
Предложить структуру пакета немонетарной мотивации.
Какие шаги будут предприниматься, какие ресурсы понадобятся для реализации намеченной программы?
Какие плюсы и минусы для персонала компании Вы видите в предложенной программе?
Решение вопросов:
Для решения всех вопросов необходимо обозначить все ошибки руководства, которые привели к подобной ситуации.
Прежде всего, это отсутствие системы развития и стратегии компании.
Заметна невыстроенность единого бизнес процесса, наверняка присутствует дублирование функций (поскольку при наличие "стен" люди все же могут работать).
Возможно, организационная структура не оптимальна.
Высока вероятность отсутствия функционала и должностных инструкций, понятного всем деления полномочий и областей ответственности.
Именно из-за этого и не работает концепция внутреннего клиента (т.е. подразделения "тянут одеяло на себя", вместо того, чтобы воспринимать друг друга как единое целое и стремиться облегчить деятельность друг другу).
В компании не выстроен регулярный менеджмент: нет таких инструментов, как собрания, отчетность, планирование.
Несмотря на успешное внешне развитие, у компании нет целей, или исполнители их просто не знают: опять налицо недостаток информации.
В результате в компании нет мотивации на конечный результат.1
При внедрении системы мотивации следует совершить следующие шаги:
Шаг 1
- поддержка и совместное обсуждение с руководством.
Инициативы, направленные на выработку стратегии мотивации персонала, обычно принадлежат первым лицам компаний. Только тщательно продуманное управление этим процессом и поддержка со стороны руководства обеспечивают максимальную эффективность мероприятий по мотивации персонала.
Шаг 2
- изучение актуальных потребностей персонала, их ценностей, жизненных целей, удовлетворенности своей работой, Чтобы избежать негативных последствий изменений и достичь задуманного эффекта при внедрении нематериальной мотивации, необходимо использовать способы стимулирования каждого конкретного работника индивидуально, учитывая его актуальные потребности и жизненные ценности.
Общее понятие лидерства. Роль и задачи лидеров в современных организациях.
Цели и методы управления персоналом. Функции управления персонало.
Экономическая деятельность на предприятии по функциям менеджмента.
Понятие организационной культуры. Централизация и децентрализация.