Модели корпоративных культур по Дж. Зонненфельду

Академическая корпоративная культура, как явствует из ее названия, характеризуется готовностью пополнять ряды сотрудников компании на стартовые позиции молодыми кадрами - выпускниками профильных вузов. В компаниях с этим типом корпоративной культуры готовы набирать молодых специалистов без опыта работы (или с минимальным опытом) и растить их у себя. Важным фактором для компании является желание молодого специалиста расти и развиваться именно в ней. Карьерный рост здесь, как правило, возможен только по вертикали, в рамках одного направления (отдела). Такой тип корпоративной культуры распространен в крупных западных компаниях. корпоративный культура зонненфельд компания

«Бейсбольная команда» характеризуется наличием работников-«звезд», индивидуализмом каждого сотрудника. Сотрудники таких компаний имеют высокую «рыночную стоимость»: их имена известны на рынке, их могут перекупать конкуренты. В компаниях с подобной корпоративной культурой работа часто носит характер командной, проектной, где каждый отвечает за свой блок работы, каждый на виду. От работников ждут инициативы, креатива, ярких идей и высокого профессионализма. Этот тип часто встречается в рекламных и PR-агентствах, на рынке IT и Telecom , в шоу-бизнесе и других сферах. «Бейсбольными командами» могут стать только небольшие компании, где число сотрудников не превышает нескольких десятков человек.

Компании с оборонным типом корпоративной культуры характеризуются частыми реструктуризациями, сокращениями персонала, изменением условий мотивации работников, большой зависимостью от внешних воздействий. Но при определенном удачном стечении обстоятельств компании с данным типом культуры могут стать прекрасным трамплином для карьерного и профессионального роста работников.

«Это наименее удачный тип из всех четырех. К сожалению, он довольно часто встречается на рынке - как правило, в небольших компаниях. Если первые три типа культур способны выжить в кризис - каждая благодаря своим преимуществам: сотрудники-«звезды», лояльность сотрудников и так далее, то для компании с оборонной культурой, которая подвержена внешним воздействиям, кризис может стать фатальным».

Наилучшим вариантом является синтез первых трех культур.

Сильная стороны клубной - лояльность персонала, достоинство академической - в том, что она делает ставку на молодых специалистов. «Бейсбольная команда» сильна профессионализмом. Все эти три качества не могут заменить друг друга, в хорошей компании они должны сочетаться, особенно во время кризиса. Но если выбирать что-то одно, то скорей всего - это «бейсбольная команда».

Корпоративная культура, не всегда на осознанном уровне, существует везде.

Другое дело, что в маленьких компаниях ей обычно специально не занимаются. В основном это делают крупные компании. Обычно нормы корпоративной культуры разрабатываются в головном офисе и адаптируются к местным условиям в филиалах.

В кризис многие компании вынуждены были отложить формирование корпоративной культуры. Это требует вложения средств. Поэтому она должна создаваться в стабильное время.

Отделы, отвечающие за корпоративную культуру, во многих компаниях были сокращены. Сейчас наиболее успешны компании, где в основу мотивации сотрудников и развития бизнеса заложены общечеловеческие ценности, то есть социально ответственная корпоративная культура.

Заключение

Типология Дж. Зонненфельда носит описательный характер. В классическом западном менеджменте она является общепринятой.

В типологии Д. Зонненфельда различаются четыре типа культур: «бейсбольная команда», «клубная культура», «академическая культура», «оборонная культура».

«Бейсбольная команда» возникает в ситуации, где принимаются рискованные решения, где реализуется немедленная и непосредственная взаимосвязь с внешней средой. В компаниях с таким типом корпоративной культуры бизнес-решения принимаются очень быстро. В таких компаниях временной интервал между фактом принятия решения и выяснением того, было ли решение правильным, минимален. В такой культуре поощряется талант, новаторство и инициатива.

«Клубная культура» характеризуется лояльностью, преданностью и сработанностью, командной работой. Стабильные и безопасные условия способствуют поощрению возраста сотрудников, опыта и должностного преимущества. Это очень похоже на армию - сюда приходят молодыми и остаются навсегда, постепенно продвигаясь к более высоким позициям. Повышение в должности получают только работники этой компании, при этом карьерный рост происходит медленно и постепенно. От работника ожидают, что на каждом новом уровне он должен постигнуть все премудрости данной работы и овладевать мастерством. Поэтому работники в таких компаниях имеют широкий профессиональный кругозор.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Меню сайта