Предварительная оценка и мнения экспертов о нововведениях

Как было сказано выше, в апреле губернатор подписала ряд постановлений, меняющих схему управления и координации работы между заместителями и подведомственных им подразделений. Между тем, решения губернатора вызывают у экспертов неоднозначные оценки. Одни считают, что новая власть в ХМАО, благодаря главе региона, подверглась серьезной дебюрократизации и совсем скоро покажет свою эффективность, по мнению других - губернатора еще на этапе создания новой структуры заложила в ней почву для конфликтов и интриг между своими заместителями, что негативно скажется на работе власти.

Но существует некоторая тенденция: те, кто в свое время не поддерживал смену прежнего губернатора Югры, критикуют нововведения нового губернатора, а те, кто находился в оппозиции к ее предшественнику, поддерживают реформу окружной власти.

«Я рад, что Губернатор решила отказаться от системы разделения власти на администрацию и правительство, - говорит один из бывших чиновников Югры. - На уровне Федерации это логично, но не на уровне региона. Бывший Губернатор, как представитель элиты 90-х годов, вольного периода для регионов, тяготел к тому, чтобы из субъекта РФ, который он возглавляет, сделать мини-копию государства. Попытка создания тех же министерств тому подтверждение. Администрация Губернатора при нем имела функции и полномочия некого элитного подразделения, а правительство - исполнителей, на которых вешали зачастую всех собак. Взять ту же сферу масс-медиа. Пресс-служба губернатора - в администрации, департамент информационной политики - в правительстве. Обе структуры вечно конфликтовали. Идея же нового Губернатора упростит систему управления».

По словам другого наблюдателя, новый губернатор воплощает на практике рекомендации Кремля о сокращении чиновничьего аппарата: «Каким бы грозным и строгим не казался в свое время Александр Васильевич, в душе он оставался добряком. В том смысле, что тех, с кем он работал, начинал, тех, кто попадал в сложную жизненную ситуацию, он не бросал. Эти люди уходили на задние роли, но оставались во власти со всеми ее льготами, пенсионными выплатами и прочим. В результате за многие годы вырос огромный аппарат, на содержание которого уходили огромные средства. Даже при всем желании бывший Губернатор не мог бы избавиться от этого балласта. У настоящего главы обязательств перед сватом, братом, тетей и племянниками кого-то из чиновников нет. В этом смысле своими последними решениями одну из самых сложных задач она выполнила».

Однако некоторые представители команды бывшего губернатора в корне не согласны с нововведениями новой власти. «Давайте говорить предметно. Вот передо мной лежит новая структура. Поехали по блокам слева направо. Вот заместитель губернатора, курирующий департаменты общественных связей и внутренней политики. Вопрос, зачем в его подчинении ветеринарная служба? Или вот еще. По мнению губернатора, этот заместитель должен курировать две надзорные службы - здравоохранения и образования. В это же время другой заместитель губернатора курирует деятельность департаментов здравоохранения и образования. Получается, что службы одного будут контролировать департаменты другого. Опять же, куратору PR и внутренней политики будет подчиняться служба контроля в строительстве и в жилищной политике, которая в свою очередь будет следить за работой другого заместителя, под которым будут департаменты строительства и жилищной политики. Уже сейчас видно, что пост первого заместителя губернатора, который будет курировать отношения с коренными и малочисленными народами, будет показным, так как в его ведении нет каких бы то ни было подразделений. Тогда как пост другого, обычного заместителя предполагает руководство департаментом по экологии, службой по охране объектов культурного наследия, службой по охране объектов животного мира, службой по надзору в сфере природопользования и охране окружающей среды. То есть эти сферы напрямую касаются коренных народов Севера. Вопрос - зачем разделять эти должности?», - спрашивает один из собеседников и отвечает, что видит в новой структуре органов власти в первую очередь политический аспект.

«Это делается по логике разделяй и властвуй, - продолжает наблюдатель. - Она создает систему, при которой ее замы будут следить друг за другом, а потом доносить наверх. Губернатор же будет находиться над этими процессами. То есть еще на начальном этапе в новой структуре заложена бомба, заложен потенциальный конфликт между ее окружением, когда один другого будет проверять. Я сомневаюсь, что за этим занятием у них останется время работать. Это будет классический мадридский двор».

Перейти на страницу: 1 2

Меню сайта