Особенности нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отрасли

Выделим некоторые особенности рынка ТПН:

• продавец товаров производственного назначения имеет дело с гораздо меньшим числом потребителей, основную массу которых составляют предприятия;

• эти немногочисленные покупатели крупнее, чем покупатели товаров народного потребления;

• пространственная рассредоточенность покупателей обусловлена тем, что основные промышленные предприятия сконцентрированы в крупных географических регионах;

• спрос на ТПН определяется спросом на товары широкого потребления, т.е. носит производный характер;

• спрос на ТПН менее эластичен, чем на товары народного потребления;

• покупателями на рынке ТПН выступают профессионалы.

В качестве одной из тенденций на мировом рынке можно выделить возобновление роста. После стремительного и глубокого падения во второй половине 2008 года и некоторой стабилизации в первом квартале 2009 года, во втором квартале цены на нефть росли высокими темпами. [см. 27, с. 127]

Мировой оптовый рынок нефтепродуктов, после некоторого дисбаланса в конце 2008 года, к середине 2009 года пришел в соответствие с динамикой мирового рынка нефти. При этом соотношения цен на сырую нефть и нефтепродукты пришли к историческим пропорциям. Что касается зарубежных розничных рынков нефтепродуктов, Роснефть не представлена ни на одном из таких рынков, так как вся розничная сеть компании полностью сосредоточена внутри России.

С начала 2009 года на внутреннем рынке нефти России наблюдалась сильная волатильность. За первое полугодие 2009 года внутренние цены на нефть выросли более чем в 3,5 раза до уровней $40 за баррель.

В настоящее время рынок сбыта нефтепродуктов все больше дифференцируется и усложняется. Внедрение новых, более качественных и эффективных видов нефтепродуктов сопровождается и возникновением новых потребителей, причем, как правило, в ранее сформировавшихся областях потребления. [см. 29, с. 3]

В рамках сбытовой политики российских вертикально интегрированных компаний в перспективе намечается расширение ассортимента экспортной продукции, улучшение ее качества и глубины переработки; постепенное увеличение объема экспортных поставок продукции с учетом прогрессивных изменений в составе производств нефтяной отрасли; расширение географии сбыта.

Рынок нефтепродуктов по своей структуре является олигополией, а значит, несет все его основные черты: однородность или разнородность продукции; крупные барьеры (размер фирмы); немногочисленность и крупные размеры фирм; несовершенная информация (субъективные фактор).

Таким образом, российский рынок нефтепродуктов является специфической олигополистической системой отношений, осуществляющих процесс нефтепродуктообеспечения и возникающих между производителями, продавцами и потребителями по поводу купли-продажи нефтепродуктов на основании спроса, предложения товара на оптовых рынках и на основании взаимодействий участников регионального рынка нефтепродуктов, растянутых во времени и основанных на ожиданиях.

Перейти на страницу: 1 2 

Меню сайта